История УЖД Антоновка - Заречное.

История УЖД Антоновка - Заречное.

Получить достоверные данные, касающиеся даты начала строительства этой узкоколейной железной дороги, к настоящему моменту не удалось. Ориентировочно, это 1895 год. Как известно, узкоколейных железных дорог в то время строилось очень много. Здесь, вблизи западных границ, они имели особое стратегическое значение.
В 1919 — 1939 годах территория, по которой пролегает узкоколейная железная дорога, была оккупирована Польшей. В годы оккупации дорога работала, на неё поставлялся подвижной состав польского производства.
В 1941-44 годах узкоколейная железная дорога была разрушена войной. В список объектов первоочередного восстановления узкоколейная железная дорога не попала. Первые её участки были восстановлены в 1946 году либо позднее.
В «Альбоме схем железных дорог» 1948 года издания показаны линии Антоновка — Хиночь (Хиночи) — Кухоцкая Воля (Кухотская Воля) и Хиночь — Дубровица (по-польски Домбровица — названия станций тогда ещё не успели перевести с польского на русский язык). На тот момент вся сеть ещё значилась как «восстанавливаемая», принадлежала МПС.
Участок Хиночи — Дубровица, по одним сведениям, не был восстановлен, по другим — был разобран в 1950-х годах; возможно, существовала также и линия Дубровица — Высоцк (село на реке Горынь, в 19 километрах севернее Дубровицы).
Действующий участок Антоновка — Кухотская Воля в 1957 году был передан во владение Сарненского лесхоза, сроком на 10 лет. Грузопоток на узкоколейной железной дороге в то время состоял в основном из леса, заготавливавшегося в районе Хиночей и Белого. Конфигурация сети претерпела изменения: построен участок Тиховиж — Локница (17 км), и вскоре разобран участок Тиховиж — Кухотская Воля. Строились также временные ветки в лесные массивы.
В 1967 году узкоколейная железная дорога вернулась в структуру МПС, но и после этого её «забывали» обозначать в схемах и картах.
В 1968 году линия приобрела свой современный вид — был открыт участок от Локницы до районного центра, посёлка Заречное, протяжённостью 18 километров. К 1972 году паровозы были полностью заменены тепловозами. Позднее вместо старых пассажирских вагонов Pafawag, пришедших из Польши, поступили новые отечественные вагоны ПВ40 производства Демиховского машиностроительного завода. Хотя всякий пассажир отметит, что по уровню комфорта они сильно уступают польским.
Грузовое движение было достаточно оживлённым. Перевозились грузы заречнянских предприятий, сушильного завода в Островске и не только — полный список клиентов узкоколейной железной дороги был довольно длинным. Реконструировалась главная на дороге станция Антоновка (депо, перегрузочный комплекс с широкой колеи на узкую с мостовым краном). Новый подвижной состав (в основном грузовые вагоны) поступал из Демихово вплоть до конца 1980-х годов.
В конце восьмидесятых — начале девяностых годов в судьбе дороги едва не произошел очередной «перелом». Близ Кухотской Воли (это село после разборки соответствующей ветки оказалось в 6 км от действующей линии, станция Тиховиж) было открыто месторождение алмазов. Предполагалась его разработка, к нему собирались проложить линию широкой колеи, перестроив для этого 71 километр линии узкоколейной железной дороги (от Антоновки до Тиховижа). Но эти планы не осуществились.
Перемены, наступившие в последнем десятилетии ХХ века, привели к прекращению грузового движения на узкоколейной железной дороге, и поставили под вопрос её существование. В управлении Львовской железной дороги уже очень давно хотели бы от неё отказаться по причине огромной убыточности. Узкоколейную железную дорогу пока что спасают местные власти, выступающие за её сохранение – в условиях относительно невысокого уровня автомобилизации и дефицита качественных автодорог узкоколейная железная дорога является общественно значимым средством сообщения для жителей многих сёл Владимирецкого и Заречнянского районов.